Управление финансами на уровне хозяйствующих субъектов. Московский государственный университет печати. Управление финансами хозяйствующих субъектов

2.3 Управление финансами хозяйствующих субъектов

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъектов осуществляют оперативное финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела (схема 1) обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции, создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Схема 1. Управление финансами хозяйствующего субъекта

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности; обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат; выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов; содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют временные потребности в денежных средствах.

2.4 Автоматизированная система управления финансами

Целью финансовой науки является изучение лучшего использо­вания во времени ограниченных финансовых ресурсов. Так как на­логи представляют собой одно из важнейших внешних ограниче­ний собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, то, естественно, наука финансового менеджмента как таковая долж­на рассматривать налоговый аспект управления финансами фирмы.

Однако если мы возьмем фундаментальные труды известных ав­торитетов в области финансового менеджмента, то там, хотя налогам уделяется определенное внимание, вопросы налогового планирова­ния практически не рассматриваются. Это можно сказать и а трудах отечественных экономистов, где вопросам непосредственно налого­вого планирования уделяется крайне мало внимания и практически не рассматривается воздействие налогового планирования на пред­принимательскую прибыль и оптимизацию доходов акционеров.

Таким образом, традиционно налоговое планирование было вы­ведено из системы управления финансами, не рассматривалось как составная часть финансового менеджмента. Однако в значительной степени успех или неуспех как крупной корпорации, так и органи­заций малого бизнеса зависит не столько отчеткой структуры управ­ления финансами, сколько от такого важного сегмента финансового менеджмента, как налоговое планирование. Значимость налогового планирования проявляется не только в рамках управления финанса­ми хозяйствующих субъектов, но и в оптимизации финансовых результатов. Можно привести десятки примеров успешно работающих фирм, когда их финансово-хозяйственная деятельность осуществляется грамотными и опытными специалистами, прекрас­но разбирающимися в специфике налогообложения соответствую­щей отрасли, правовых аспектах действующей налоговой системы выигрывающими арбитражные процессы, и виртуозно управляю­щими налогами. Немалую лепту в это вносят сегодня и аудиторские фирмы, которые в современных российских условиях являются свое­образным «налоговым щитом» для многих предприятий. Аудит: в настоящее время не столько подтверждает достоверность бухгалтерского учета и отчетности, сколько, особенно в условиях посто­янного реформирования налоговой системы, помогает предприяти­ям постигать премудрости налогового планирования.

Назрела настоятельная необходимость выделения налогового планирования в отдельный самостоятельный сегмент науки и практики I управления финансами хозяйствующего субъекта., систематизации накопленных разрозненных теоретических знаний и фрагментарно- : го практического опыта в целях обеспечения экономического роста.



Следует отметить, что т.к. расходы, доходы, конечные результаты и ка- .1 питал имеются у всех хозяйствующих субъектов, то именно с них следует £ начинать изучение как вопросов управления финансами предприятий в це­лом, так и проблем налогового планирования, в частности (схема 28).

В современных российских условиях налоговое планирование Р рамках управления расходами хозяйствующего субъекта целесо­образно рассматривать исходя из его классификации в зависимости О т деятельности хозяйствующего субъекта.

Если реальной целью деятельности является получение прибы­ли и максимизация чистой прибыли, то управление расходами должно быть направлено на всестороннее их уменьшение. Налоговое пла­нирование в этом случае должно осуществляться в направлении уменьшения суммы налогов, относимых на расходы для целей на­логообложения прибыли.

Завершая рассмотрение налогового планирования в рамках управления расходами хозяйствующих субъектов, нельзя не ука­зать, во-первых, что налоговое регулирование расходов оказы­вает влияние не только на уровень себестоимости единицы про­дукции, но и на конечные результаты деятельности организации. Во-вторых, необходимо учитывать специфику российских усло­вий, когда расходы для целей налогообложения не совпадают с расходами по бухгалтерскому учету. В таких условиях хозяй­ствующие субъекты неизбежно большее внимание вынуждены уделять расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли. Налоговое планирование в рамках управления дохода­ми хозяйствующих субъектов также имеет важное значение, т.к. оно является одним из обобщающих показателей деятельности хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование в системе управления доходами орга­низаций целесообразно осуществлять по различным направлениям. Ценовая политика предприятий в современных условиях тесно взаи­мосвязана с вопросами налогообложения. Большое влияние на уро­вень цен, а опосредованно и на уровень прибыли как конечного финансового результата оказывают косвенные налоги, прежде все­го налог на добавленную стоимость. Оптимизация данных налогов позволяет предприятиям увеличивать свои финансовые ресурсы. Поэтому хозяйствующие субъекты должны уделять соответствую­щее внимание вопросам налогового планирования НДС.



Планирование доходов и выручки создает основы для планиро­вания различных модификаций прибыли, которое также невозмож­но без учета фактора налогового планирования.

Управление различными модификациями прибыли по аналогии, Как это сделано по расходам, целесообразно анализировать в зави­симости от целей, стоящих перед организацией. Если целью деятельности хозяйствующего субъекта является по, лучение прибыли и максимизация чистой прибыли, то основные усилия налоговых менеджеров должны быть направлены именно на достижение этого.

Факторы первого и второго порядка, влияющие на размер прибыл» в т.ч. чистой, возможно дополнить группой факгороз, являющихся резуль­татом решений, принимаемых менеджером по налоговому планированию. Причем здесь также может присутствовать экономия определенных ресурсов, но вызванная не рачительным к ним отношением, а изменением правил налогообложения в результате налоговой политики организации,

При управлении прибылью от реализации необходимо иметь в виду, что немаловажное значение для целей ее планирования аналитическим методом имеет фактор изменения уровня косвенного налогообложения, Такое изменение возможно не только в результате законодательных ини­циатив, но и вследствие налогового планирования.

Прибыль от реализации изменяется в результате налоговой по­литики предприятия по расходам.

Причем организации, имеющие целью увеличение прибыли, стре­мятся к минимизации расходов, используя в числе прочих различ­ные элементы налогового планирования.

На максимизацию чистой прибыли также оказывают воздействие факторы, влияющие на оптимизацию доходов и расходов в соот­ветствии с выбранной организацией стратегией. Кроме того, увели­чения чистой прибыли хозяйствующие субъекты могут добиться, используя методы международного налогового планирования, в т.ч. осуществляя деятельность в странах с льготным налогообложени­ем, в оффшорах и внутренних свободных экономических зонах.

В настоящее время огромное значение для организации имеют во­просы управления инвестиционной деятельностью. В данном сегмен­те финансового менеджмента принимаются решения по осуществле­нию реальных и финансовых инвестиций и по управлению оборотным капиталом. Рассмотрим последовательно эти управления с точки зре­ния влияния налогового планирования на принятие данных решений.

По реальным инвестициям налоговое планирование позволяет увеличить такие источники финансирования капитальных вложе­ний, как амортизационные отчисления путем принятия в учетной политике соответствующего способа начисления амортизационных отчислений и чистую прибыль.

При, управлении реальными инвестициями необходимо учиты­вать все указанные российские особенности расчета эффекта финансового рычага. Кроме того, необходимо проводить дисконти­рование по источникам финансирования и прибыли для расчетов. финансового рычага (левериджа) по долгосрочным кредитам. Та­ким образом, при составлении инвестиционного плана хозяйствую­щие субъекты должны грамотно подходить к поиску источников финансирования, используя дополнительные возможности, предо­ставляемые налоговым планированием.

Осуществляя реальные инвестиции, необходимо учитывать, что источник их финансирования зависит от формы их осуществления. Модернизация, реконструкция, техническое перевооружение, ре­монт по-разному регулируются налоговыми методами. Все пере­численные вопросы должны решаться на стадии текущего налого­вого планирования.

Управление нематериальными активами также зависит от нало­гового планирования.

Управление оборотным капиталом предполагает в числе прочих решение задач по снижению дебиторской задолженности, в т.ч. и пу­тем предоставления скидок с цены при условии досрочной оплаты. В этой связи необходимо отметить, что влияние налогового плани­рования на ценовую политику возможно путем оптимизации НДС.

Кроме того, необходимо указать, что в условиях действия гл. 25 Налогового кодекса РФ меняется подход к признанию штрафов со стороны контрагентов. Согласно ст. 317 НК РФ, если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанно­сти для начисления внереализационных доходов по этому виду до­ходов. Данное положение является еще одним аргументом в пользу применения скидок при условии досрочной оплаты продукции по­купателями, и его необходимо учитывать, управляя дебиторской задолженностью. При формировании оптимальной партии заказа также целесообразно учитывать влияние косвенных налогов.

Завершая обзор влияния налогового планирования на инвестици­онные решения, необходимо отметить, что при их обосновании на основе временной стоимости денег необходимо использовать суммы соответствующих показателей в посленалоговой стоимости. Таким образом, методы налогового планирования, позволяющие повысить доходы и уменьшить расходы хозяйствующего субъекта, должны ак­тивно использоваться при принятии инвестиционных решений.

Схема 29 Группировка основных налогов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами, по степени их влияния на финансово-хозяйственную деятельность организаций


В получении положительного денежного потока налоговому плани­рованию отводится первостепенная роль, т.к. в структуре денежных платежей хозяйствующих субъектов налога занимают существенный удель­ный вес. Именно поэтому оптимизация налоговых потоков как по сумме, так и по времени их осуществления имеет первостепенное значение для достижения превышения притока денежных средств над оттоком.

Налоговое планирование предполагает управление амортизационными отчислениями. Здесь уместно указать на разное влияние, ока­зываемое амортизационной политикой на результаты отчета о при­былях и убытках, где амортизационные отчисления учитываются в составе себестоимости, т.е. со знаком «-», и на денежные потоки, где амортизационные отчисления в составе притока денежных средств учитываются со знаком «+». Для целей максимизации прибыли при разработке амортизационной политики целесообразно выбирать ли­нейный метод исчисления амортизационных отчислений, хотя для денежных потоков это не будет идеальным решением. Если целью :\ деятельности хозяйствующего субъекта является получение макси­мальной суммы чистой прибыли, то целесообразно в этом случае использовать нелинейный метод начисления амортизации, который к тому же в первые годы дает увеличение притока денежных средств. Решению задач по минимизации налога на прибыль будет также спо­собствовать применение ускоренной амортизации по правилам, пре­дусмотренным гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Традиционно влияние налогов учитывается в денежных потоках по операционной деятельности, однако налоги и налоговое планирова­ние оказывают влияние также и на инвестиционные и финансовые ре­шения. Соответственно, налоговое бремя организации целесообразно в целях обеспечения большей достоверности распределить между теку­щей, финансовой и инвестиционной деятельностью, проведя его де­композицию в соответствии с действующими стандартами МСФО, хотя данная процедура является крайне трудоемкой и требует дополни­тельных теоретических обоснований и эмпирических исследований.

Таким образом, налоговое планирование оказывает многоплано­вое влияние на оптимизацию денежных потоков, и недаром составляемый хозяйствующими субъектами платежный календарь (сводный операционный бюджет) должен быть тесно взаимосвязан с налоговым календарем.

Как было отмечено выше, система финансовых отношений организаций состоит из:

1) формирования и использования доходов;

2) формирования расходов;

3) формирования и использования прибыли и капитала.

Таким образом, можно сказать, что через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами нало­говое планирование опосредованно влияет и на другие направле­ния финансового менеджмента. При принятии предприниматель­ских решений на каждой стадии налогового планирования решаются также вопросы оптимизации налогового бремени.

Можно также сделать вывод, что наибольшее влияние на конеч­ные результаты деятельности хозяйствующего субъекта оказыва­ют относительные показатели изменения налогового бремени по доходам, нежели по расходам. Следовательно, налоги, влияющие на уровень доходов, оказывают большее влияние на конечные ре­зультаты деятельности хозяйствующего субъекта, чем налоги, влияющие на уровень расходов. С учетом вышеизложенного мож­но сгруппировать налоги по степени влияния на результаты финан­сово-хозяйственной деятельности организаций (схема 29).

Данная группировка носит предварительный, достаточно услов­ный характер. Окончательные выводы можно сделать только после обобщения результатов практики расчета налогового бремени кон­кретных хозяйствующих субъектов и его анализа.

10.4. Правовая регламентация и институциональные аспекты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта

В настоящее время в России существуют различные альтерна­тивные проекты дальнейшего реформирования системы налогооб­ложения в целом и по отдельным налогам в частности, что должно учитываться налоговыми менеджерами, занимающимися вопроса­ми налогового планирования при разработке вариантов предприни­мательских решений.

Стимулирование деловой активности и пополнение каз­ны - это два взаимосвязанных направления осуществляемой на­логовой реформы. Причем сиюминутное удовлетворение фис­кальных потребностей бюджета может обернуться в будущем большими потерями, как для хозяйствующих субъектов, так и для государства.

Обеспечение необходимых темпов роста невозможно без соот­ветствующего стимулирования предпринимательской активности. Этому должно способствовать продуманное создание и эффективное функционирование свободных экономических зон в нашей стра­не, отсутствие поспешности в отмене льгот и стимулов для инвести­ционной деятельности.

Развитию деловой активности способствует грамотное исполь-1 зевание методов налогового планирования. Только в результате на-, логового планирования возможно реальное повышение финансо­вой устойчивости и значимости хозяйствующих субъектов, их I развитие и последующее увеличение налоговой базы, пополнение доходов соответствующих бюджетов.

Правовое регулирование самого налогового планирования вряд ли возможно и целесообразно на федеральном, региональ­ном или местном уровне, а должно осуществляться на уровне хозяйствующих субъектов, для отдельных случаев - на отрас­левом уровне.

Процесс налогового планирования можно представить в виде следующих подсистем:

1) целевая подсистема устанавливает цели и задачи процесса на­логового планирования на основе постоянного повышения качества налогового планирования, маркетинговых исследований, формирования конкурентных преимуществ предпринимательских решений в результате применения методов налоговой оптимизации (например, обоснование мнимого характера освобождений по НДС);

2) обеспечивающая подсистема определяет ресурсы и требо­вания к ним, а также инструменты процесса и порядок его документального контроля. Она предназначена осуществить методическое, информационное, правовое, организационно-технологическое обеспечение процесса налогового планиро­вания;

3) функциональная подсистема регулирует функции процес­са и порядок их совершения. В рамках этой подсистемы должны решаться вопросы мотивации процесса налогового планирования, его организации и регулирования, учета и конт­роля;

4) управляющая подсистема определяет участников процесса и их функциональные обязанности, а также контрактные, законода­тельные и другие обязательные требования для налогового пла­нирования. Обратная связь между входом и выходом про­цесса налогового планирования обеспечивается постоянным мониторингом за его осуществлением и анализом изменения кри­териев, характеризующих его эффективность.

Порядок выполнения любого процесса, в т.ч. и налогового пла­нирования, соответствует законодательным, контрактным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потреби­телей и других заинтересованных сторон и устраивает организа­цию, если:

Целью процесса налогового планирования является максимизация чистой прибыли хозяйствующего субъекта (оптимизация на­логового бремени) и удовлетворение потребностей собственников организации в размере, сроках и других параметрах налоговых пла­тежей, которые соответствуют их ожиданиям.

Результатом процесса налогового планирования является чистая прибыль (налоговая экономия), получаемая хозяйствующим | субъектом за соответствующий период.

Ресурсы процесса включают методическое, информационное, правовое, организационно-технологическое обеспечение процесса налогового планирования. Здесь же целесообразно учитывать воз­можные затраты на налоговое консультирование.

Инструменты процесса и порядок документального контроля 1 процесса определяются на основе правовых баз данных по налого­вой тематике; арбитражной и общегражданской судебной практи­ки; разъяснений налоговых и финансовых органов, специализиро­ванных консалтинговых компаний и аудиторов; специальной литературы; обычаев делового оборота.

Основными функциями процесса налогового планирования яв­ляются:

1) систематический мониторинг нормативно-правовой базы, обы­чаев делового оборота и комментариев специалистов но налого­вой тематике;

2) составление прогнозов налоговых обязательств организации последствий планируемых схем сделок;

3) разработка вариантов схем налоговых составляющих денежных, документарных и товарно-материальных потоков;

4) оценка риска различных вариантов оптимизации налогового бре­мени;

4) контроль за своевременностью и правильностью исполнения на­ логовых обязательств;

5) составление графика соответствия исполнения финансово-хозяй­ственных, в т.ч. налоговых, обязательств и изменения финансо­вых ресурсов.организации;

6) исследование причин резких отклонений от среднестатистичес­ких показателей финансово-хозяйственной деятельности орга­низации и налоговых последствий проводимых сделок;

7) оценка эффективности применяемых схем налогового планиро­вания.

Участники процесса налогового планирования. Следует от­метить, что только грамотное и оптимальное распределение обя­занностей по налоговому планированию между его участниками позволит оптимизировать данный процесс. Как говорится, «кад­ры решают все».

Порядок определения участников процесса основывается на предположениях: выполняя свои функции, участники процесса фиксируют факт их выполнения в соответствующих документах; V регламент документа, раскрывающий его характеристику, поря­док создания, использования, хранения и архивации, позволяет определить участников процесса.

Под участником процесса понимается структурное подразделение или конкретный специалист. Для определения участников процесса устанавливается регламент каждого из документов, обес­печивающих контроль этого процесса. Путем выборки структур­ных подразделений (специалистов), которые составляют, согласо­вывают, подписывают, утверждают и регистрируют документ, определяются ключевые участники процесса; путем выборки структурных подразделений (специалистов), которые не участву­ют непосредственно в процессе, а представляют информацию для анализа и обобщения, определяются вспомогательные участники процесса.

Документами, регламентирующими выполнение процесса нало­гового планирования, могут быть различные внешние и внутренние документы.

Критериями измерения качества и эффективности процесса на­логового планирования могут быть показатели снижения налогового бремени, более полная автоматизация процесса налогового пла­нирования, расширение анализируемых показателей и периодов, за которые производится сравнение, и другие показатели.

Результатом описания порядка выполнения процесса являются утвержденные и принятые к исполнению внутренние правила (стан­дарты). Правила регламентируют процесс с целью качественного и своевременного получения результата и в то же время использу­ются наряду с другими документами в качестве входа при органи­зации процессов управления. Правила являются внутренним норма­тивным документом, и его обращение в системе документооборота организации должно соответствовать порядку, установленному в ор­ганизации. Необходимо заметить, что при введении в организации правил может потребоваться внесение определенных изменений и дополнений в существующую систему документооборота, т.к. пра­вила являются особым видом документа, который ранее мог и не I применяться в организации.

К основным положениям, которые регулируют обращение пра­вил в организации, относятся следующие: порядок подготовки и оформления документа; порядок согласования и утверждения до­кумента; регистрация с целью упорядочения обращения правил в ор­ганизации; порядок доведения документа до пользователей; поря­док тиражирования документа; порядок использования и хранения документа; порядок проверки; порядок изменения; порядок пере­издания документа; порядок отмены документа; порядок ликвида­ции документа.

Правила предназначены для широкого круга сотрудников, в т.ч. новых, мало знакомых с деятельностью организации, как в целом, так и с ее отдельными особенностями. По этой причине правила должны давать необходимое и достаточное представление о дея­тельности организации в рамках описываемого процесса.

Контрольные вопросы к теме 10

1. Каково воздействие налогов на принятие предприниматель­ских решений?

2. Каковы исторические аспекты налогового планирования в усло­виях развития теорий финансового менеджмента?-

3.В чем состоит специфика налогового сегмента управления фи­нансами хозяйствующих субъектов?

4. Каково место налогового планирования в системе управления финансами хозяйствующих субъектов?

5. Какова правовая регламентация и институциональные аспек­ты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта 9

6. Каковы подсистемы процесса налогового планирования?

7. Что устанавливают внутренние правила (стандарт)?

8. Каковы участники процесса налогового планирования?

9. Каковы основные функции процесса налогового планиро­вания?

Тема 11 НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА.

Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развитияэкономики России.

В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени.

Так, в современном экономическом словаре указано, что налоговое бремя - это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от, других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отноше­нием общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

Рассмотрим еще несколько определений понятия «налоговое бремя».

На макроэкономическом уровне налоговое бремя - это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общест­ва и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту (СОП).

Под налоговым бременем понимается в делом для страны отно­шение общей суммы взимаемых налогов к величине СОП, а для кон­кретного налогоплательщика - отношение суммы всех начис­ленных налогов и налоговых платежей к объему реализации 2 .

Таким образом, общепринятого определения понятия налогово­го бремени в зарубежной и отечественной экономической литера­туре нет.

Можно дать следующее определение: налоговое бремя па уров­не хозяйствующего субъекта - это относительный показатель характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога.

Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бре­мя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

Несмотря на то что налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки и налоговая политика каждой орга­низации во многом уникальны и практические советы даются только в конкретном случае после предварительной экспертизы, мы счита­ем возможным перечислить основные факторы, оказывающие влия­ние на размер налогового бременихозяйствующего субъекта:

1) элементы договорной и учетной политики для целей налогооб­ложения;

2) льготы и освобождения, в т.ч. от исполнения обязанностей нало­гообложения;

3) основные направления развития бюджетной, налоговой и инвести­ционной политики государства, влияющие напрямую на элемен­ты налогов;

4) получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового креди­та, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;

5) размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в офшорах, в т.ч. в свободных зонах, действующих на территории России.

2.3 Управление финансами хозяйствующих субъектов

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъектов осуществляют оперативное финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела (схема 1) обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции, создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Схема 1. Управление финансами хозяйствующего субъекта

Финансовый отдел хозяйствующего субъекта
Планово-экономическое бюро Бюро банковских и кассовых операций Расчетное бюро
ГРУППЫ
Финансово-кредитного планирования Оперативного планирования и контроля Экономического анализа Расчетов с покупателями Расчетов с поставщиками Претензионная

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности; обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат; выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов; содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют временные потребности в денежных средствах.


Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами ми­нистерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товари­ществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансо­вые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управ­ления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские управления. Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финан­сов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товаро-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объ­ектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доход­ности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, ин­струкции, методические материалы регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других выше­стоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу фи­нансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется фи­нансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансо­во-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими про­цессами и движением денежных потоков посредством и в пре­делах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъ­ектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования иму­ществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях яв­ляются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуаль­ной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - дея­тельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъек­тов осуществляют оперативные финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами коор­динируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционер­ных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление, включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (замести­теля управляющего) по финансам, который курирует соответ­ствующее подразделения товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансо­вой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела (см. схему 3.1.) обычно вклю­чает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовую работы. Ти­повая структура финансового отдела включает: планово-эконо­мическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планиро­вания, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчтов с покупателями, расчетов с поставщика­ми, претензионный. На предприятиях, осуществляющих валют­ные операции создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: плано­во-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять от­дельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое про­гнозирование и расчет финансовых нормативов, возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъек­тов являются:

изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабель­ности;

обеспечение финансовым и ресурсами заданий по производ­ству, инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат;

выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организаци­ями;

организация расчетов;

содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

контроль за правильным использованием финансовых ресур­сов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют вре­менные потребности в денежных средствах.

ТЕМА 17. Содержание финансового планирования

План лекции:

17.1 Сущность финансового планирования и прогнозирования.

17.2 Принципы и методы финансового планирования.

17.3 Система финансовых планов.

17.4 Основные направления совершенствования финансового планирования.

Сущность финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование- это подсистема финансового механизма.

Финансовое планирование составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Объектом финансового планирования выступает образование и распределения доходов и накоплений, использование централизованных и децентрализованных денежных средств. Таким образом, финансовое планирование представляет собой планомерное управление экономическими процессами образования, распределения и использование денежных средств.

Целью финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Задачами финансового планирования является:

Определения источников финансовых ресурсов, их общей величины;

Установление оптимальных пропорций, распределение средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно - территориальными подразделениями;

Определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

Финансовое планирование осуществляется органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. В рыночных условиях финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование.

Прогнозирование- разработка прогноза о перспективах развития какого-либо явления объекта, процесса.

Прогноз- вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем на основе социального научного исследования.

План- система взаимосвязанных заданий, в котором определены порядок, сроки и последовательность действий или мероприятии.

Планирование- процесс, охватывающий собственную разработку плана.

Принципы и методы финансового планирования

В основе финансового планирования лежат следующие важнейшие принципы:

Сочетания централизованного и децентрализованного подходов.

Данный принцип означает сочетание централизованного финансового планирования с местным финансовым планированием. Это позволяет государству проводить единую финансовую политику.

И принцип единства- означает взаимосвязь и взаимозависимость финансового планирование с экономическим и социальным планированием.

В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. Принцип непрерывностипланирования предполагает тесную увязку перспективных и текущих финансовых планов.

В финансовом планировании используются следующие методы:

1. Метод экстраполяции. Определение перспективных параметров на основе фактических показателей и их корректировки.

2. Метод экспертных оценок - использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов.

3. Нормативный метод - позволяет рассчитывать плановые показатели на основе установленных норм и нормативов.

4. Балансовый метод - метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

5. Программно целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформированные цели и средства их достижения.

6.Экономико-математические методы - с использованием ЭВМ, способствуют выбору наилучших решений. Составление финансовых планов осуществляется по этапам. На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период. На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскиваются источником увеличения доходов, определяются пути более эффективного их использования.

Система финансовых планов

Основным документом финансового планирования выступают финансовый план.

Финансовые планы - это планы образования и использования накоплений и денежных доходов предприятий и организаций и государств; в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность финансовыми ресурсами.

Система финансовых планов включает многочисленные виды планов (первичные, сводные финансовые планы). К первичным относятсяфинансовые планы предприятии и организаций, сметы государственных учреждений. Сводные финансовые планывключают общегосударственные, территориальные, отраслевые планы.

Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет.

Отраслевые финансовые планы включают: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, финансовые планы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организации на соответствующей территории.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех - пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов, включает четыре раздела:

Доходы и поступления средств.

Расходы и отчисления средств.

Платежи в бюджет.

Ассигнования из бюджета.

В первыйраздел баланса включаются: чистый доход, амортизационные отчисления, долгосрочные кредиты банков, средства фонда накопления, выручка от реализации выбывшего имущества, поступления налога на добавленную стоимость и акцизов, средства от продажи ценных бумаг, прирост оборотных средств.

Раздел " Расходы и отчисления средств " отражает капитальные вложения, убытки по основной деятельности, расходы по уплате процентов, ссуды на выполнения недостатка собственных оборотных средств, операционные расходы, погашения долгосрочных кредитов.

Раздел " Платежи в бюджет " включают: платежи всех видов налогов.

В разделе " Ассигнования из бюджета" предусматриваются следующие мероприятия: государственные, централизованные капитальные вложения, операционные расходы, финансируемые по решениям правительства и местных органов власти.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотными средствами составляют финансовые планы из двух разделов: доходов и расходов.

Важнейшими финансово-экономическими показателями на уровне предприятий являются:

Выручка от реализации продукций(работ, услуг). Этот показатель предопределяет возможности дальнейшего распределения и использования

Фондов денежных средств;

Себестоимость реализованной продукции;

Удельный вес отдельных элементов затрат в общих затратах;

Величина прибыли или дохода;

Уровень рентабельности (доходности);

Величина амортизационных отчислений;

Величина фондов накопления, потребления, резервного, валютного и др.;

Состояние кредиторской и дебиторской задолженности;

Наличие собственных оборотных средств;

Показатели использования основных и оборотных средств (фондоотдела, фондоемкость, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность оборота);

Объем акционерного капитала;

Показатели ликвидности средств предприятия;

В финансовой работе используются также общеэкономические показатели:

Затраты на единицу выпускаемой продукции;

Объем капитальных вложений (инвестиций);

При налогообложении применяются следующие специфические показатели:

Совокупный годовой доход;

Облагаемый доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом и вычетами;

К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса, суммы дефицитов бюджетов.

На уровне национального хозяйства финансовые показатели характеризуют объем и структуру финансовых ресурсов государства и их распределения через государственный бюджет, рентабельность различных отраслей национального хозяйства.

Основные направления совершенствования финансового планирования

Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики. Важное место в государственном регулировании экономики занимает финансовое планирование и, прежде всего индикативное планирование (прогнозирование) в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Главная цель индикативного финансового планирования - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для выполнения функции государства.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер.

Предпринимательские звенья в своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми - бизнес-планами.

Бизнес-план - это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности.

Здесь подготавливаются несколько документов:

Прогноз объемов реализации;

Баланс денежных доходов и расходов;

Сводный баланс активов и пассивов предприятия;

График достижения безубыточности;

В рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком уровне и обогащается новыми формами методами, позволяющими проводить этот процесс, используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.